«У него хорошая школа тайского бокса»- такой комплимент мечтает услышать любой тайбоксер, в нашем виде спорта он является оценкой высшей пробы. Почему в тайском боксе манера и стиль ставятся столь высоко? Попытаемся разобраться.
Практически на каждой тренировке можно увидеть людей угрюмо и монотонно,со странным сочетанием упорства и безразличия, отрабатывающих технические приемы. Все указания тренера номинально выполнены, но то что они делаю выглядит кошмарно. Каждый повтор на такой отработке абсолютно идентичен предыдущему,динамика движений как будто отражена в кривом зеркале, присутствуют многочисленные крепатуры, связи между действиями нарушены. Ученик может быть очень старательным, но подобная отработка принесет только вред. Такое исполнение называется формальным.
Манера и стиль, которыми характеризуется школа тайского бокса, являются связующим звеном, цементом, который объеденяет все разрозненные элементы в единое целое.
Полагаете, тренер досконально понимает все механизмы работы преподаваемых им техник? Даже если мы возьмем лучшие школы тайского бокса, это не совсем так. Всегда остается что-то непонятное, необъяснимое.Чем закрыть лакуны в познаниях? Интуицией,ощущениями, в первую очередь ощущением того что красиво, а что — нет. Красивое действие с высокой степенью вероятности будет верным. Ровно и наоборот: верное— красивым.
Наиболее приятно работать со спортсменами-эстетами, чувствующими красоту технических действий. Особенно это касается динамики движений. Не зря отец и тренер гениального украинского боксера Василия Ломаченко Анатолий Ломаченко изначально дал сыну танцевальную базу. Традиционная школа тайского бокса также подразумевает изучения бойцами танцев вай кру и рам муай.
Поэт Иосиф Бродский в своей Нобелевской лекции писал, что стихосложение является мощнейшим ускорителем сознания, благодаря которому человек выходит за границы формальных возможностей мышления. Для спортсмена-единоборца подобным ускорителем является ощущение красоты вкупе с игровой психологией.Последнее также лежит в сути искусства.Да, единоборства действительно по многим критериям являются искусством.
В ходе тренировки очень полезно использовать эмоционально окрашенные слова, указывающие на эстетические характеристики исполняемой работы. На уровне логики сложно передать всю информацию. Интересное явление —утрированный, карикатурный показ тренером той или иной техники, когда она демонстрируется в сильно измененном виде, для того, чтобы выделить важные педагогу аспекты. Использование подобного педагогического приема говорит за то что это школа тайского бокса очень высокого уровня.
Манера и стиль не ведут к победе напрямую, это в большей степени инструмент обучения и подсказка. Но высококлассным спортсменом без работы над манерой не стать.
Стоит отличать манеру и стиль от манерности. Последнее — внешнее подражание, лишенное внутренней сути.К сожалению в тайском боксе такое тоже часто случается.
Серьезная школа тайского бокса всегда обладает своим индивидуальным стилем.Он плотно связан с особенностями преподавания, личностью тренера и манерой ведущих спортсменов клуба. Что характерно, на высоком уровне нельзя говорить, что та или иная манера лучше или хуже. При этом исключительно интересно наблюдать за столкновением разных манер на ринге.
Хорошая школа тайского бокса применительно к отдельно взятому спортсмену означает огромный объем работы над формированием целостного, разностороннего бойца. Путь такого спортсмена как правило бывает долгими не заканчивается на нем самом, продолжаясь в его приемниках.